| strannik Путешествия, поездки,экспедиции, туризм |
| | Nach Norden | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Nach Norden Пт Фев 10, 2017 7:21 am | |
| Стартуем завтра. Трек можно посмотреть тут: http://livegpstracks.com/default.php?ch=trips&otrip=59059
Фотографии в онлайн режиме как всегда здесь: https://www.instagram.com/strannik___/ | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Мар 14, 2017 12:29 pm | |
| Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих. История обретения святыни людьми загадочна и чудесна, как и всё, к чему прикасается рука Божья. Обитательницы монастыря ведут подробную летопись всех событий, в которых фигурирует Крест Животворящий. Годеново – вторая родин» этого великого символа веры. А всё началось в далёком 15-м веке, в 1423-м году. Места эти издревле были топкими. Самое большое болото называлось Сахотским. И люди, и животные старались обходить его стороной. Однако в конце мая 23 года именно тут пастухам явилось чудное виденье. В воздухе из столба света возник крест с распятым на нём Спасителем. И рядом – Николай-Угодник с Евангелием. А глас с неба повелел незамедлительно построить здесь Дом Божий, в котором бы и разместился Животворящий Крест В Годеново попал он позднее. Жители окрестностей, боясь ослушаться, немедленно принялись за работу. Тем более что за ночь от болота не осталось и следа, земля оказалась сухой и пригодной к строительству. Деревянная церковь возвелась достаточно быстро и была названа Никольской – в честь Николая Чудотворца. Стала обживаться и местность вокруг – близ церкви появился посёлок Никольский погост. Позднее его переименовали в Антушково. А в храме был выставлен Животворящий Крест – в Годеново его переместили уже в 20-м веке. Никольский храм пережил несколько пожаров, пока в 1776 году на его месте не построили большую каменную церковь на 3 престола – главного в честь Креста, а также двух в честь Святого Николая и Покрова Матери Божьей. И уже в первой четверти 19-го века вокруг церкви в Никольском погосте решили выстроить монастырь. Прихожан к тому времени насчитывалось более полутора тысяч человек. В том что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берёг его для всех нуждающихся. Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придёт к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых». Но вернёмся к истории о том, как реликвия была перенесена в село Годеново. Животворящий Крест пришедшие к власти большевики хотели вынести из Никольского храма наружу, дабы уничтожить «рассадник мракобесия и религиозного дурмана». Однако распятие неожиданно стало буквально неподъёмным, хотя раньше не раз выносилось за пределы церкви. Тогда, не поняв Божьего промысла, большевики решили его распилить в помещении, несмотря на то что оскверняли своими действиями священное место. Но как раньше дерево не бралось огнём, так и сейчас против него оказались бессильны и топоры, и пилы. Создавалось впечатление, что сделан крест из самого прочного камня. Тогда церковь просто заперли, оставив реликвию под стражей из нескольких солдат. Но прихожане храма, переживая за святыню, сумели их подкупить. Тогда и был переправлен Животворящий Крест в Годеново. Чудеса воли Господней проявились и в том, что вынести его смогли всего несколько верующих – под покровом ночи, тайно, и спрятали в храме Иоанна Златоуста. Прошло немало времени, прежде чем в Годеново Животворящий Крест Господень вновь был открыт для поклонения. О полуразрушенном храме и святыне заботились сёстры из Никольского монастыря близ Переславля. Глубоко символично, что в стенах церкви в честь Николая Чудотворца в 15-м веке распятие стало символом веры, а в конце 20-го оно вновь возвратилось к людям в обители Николая Угодника. С 1997 года, когда отреставрировали и восстановили церковь Иоанна Златоуста в Годеново, Животворящий Крест Господень занял в нём своё почётное место. Но даже тогда трудно было представить, что святыня, находящаяся в глухой провинциальной глубинке, приобретёт в новом времени столь громкую известность и получит статус всероссийской. Едем дальше... Храм где то на полпути между Ярославлем и Костромой. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Чт Мар 16, 2017 9:03 am | |
| Терем Снегурочки похож на маленькое царство у реки Волги. Он построен из бревен, украшен искусными узорами. Здесь всегда Новый Год. Образ Снегурочки пришел к нам из седой древности. Он играет роль в религиозных обрядах, был связан с богиней смерти, ночи и зимы язычников по имени Морана. Древнегреческая мифология тоже наложила свой отпечаток, поскольку там есть подобные мотивы. 19 век принес нам сформированный портрет девушки, которая родилась из снегов. О ней упоминает Даль на страницах своего словаря, а также собиратель материалов по фольклору Афанасьев. Чертами, располагающими к данному образу, считается красота, нежность и море самоотверженности. Ведь она готова отдать жизнь и растаять под лучами солнца во имя любви. Потом этот образ чаще мелькал на постановках в детских торжествах, и главным образом на новогодних елках. Однако когда после революции началась борьба против религии, в 1929 году Рождество перестали считать праздником, а вместе с ним и девушка оказалась вне закона. Больше не было прежних гуляний, любовь к Снегурочке приходилось прятать далеко в глубине души. Конечно, праздники проводились тайно, по-домашнему. Тем более, когда был учрежден Новый год, снежной девице удалось занять почетное место среди символов торжества. 1937-й год ознаменовался тем, что стал первым, когда рядом с образом Деда Мороза использовали его внучку. С тех пор они неразлучны в новогоднюю пору и наполняют сердца людей радостью уже много лет. У красавицы есть веселая компания сказочных существ. Вместе с ними она готовит все к следующему визиту Деда Мороза. Домовой и домовиха. Кот Баюн. Рассказывает сказки. Ну и конечно сама хозяйка - Снегурочка. Мудрая сова. А так же в тереме живут почти все славянские боги. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила». Купала - веселый и прекрасный Бог, одевающийся в легкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов Русалка — персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды. Мокошь. С ней ,кстати, мы ещё раз за эту поездку встретились, но об этом позже. Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Водяно́й — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. И конечно же, Баба Яга. Куда же в сказке без неё. Новогодние Ёлки бывают разные. Бывают такие -Офицерские. Бывают - золотые. Фото на память со Снегурочкой. Ярило – славянский бог неистовой страсти, неудержимой силы, бог весны и расцвета всех жизненных сил человека. Ярило считался младшим из солярных богов (после Дажьбога и Хорса), входил в пантеон Ясуней и в поколение «боги-внуки» (по другой версии «боги-сыновья»). Был незаконнорожденным сыном Додолы и Велеса.
Последний раз редактировалось: Strannik_ (Чт Мар 16, 2017 11:44 am), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Чт Мар 16, 2017 9:14 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пт Мар 17, 2017 9:16 am | |
| Церковь воскресения Христова на Дебре. Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней. По преданию, первый деревянный храм на этом месте был построен в 13 веке костромским князь Василием Ярослзвичем. Впервые упоминаются в 1628 году, когда здесь, «в посаде на Дебре», стояли деревянные шатровый храм Воскресения Христова с приделом великомученицы Екатерины и клетская церковь святых Космы и Дамиана с приделом великомученика Георгия. В период между 1623 и 1645 гг. взамен деревянного купцом К. Г. Исаковым (умер в 1645 гогу и погребен в подклете храма) был построен каменный Воскресенский храм — пятиглавый, четырехстолпный, трехабсидный, окруженный галереей, на которую с трех сторон вели увенчанные шатрами крыльца. В 1650-1651 гг, храм на Дебре и галерея были расписаны артелью художников во главе с известным костромским мастером В. И. Запокровским (позднее, е 80-е гг., 17 века храм был заново расписан). Между Воскресенским и Георгиевским храмами находилась каменная, скорее всего, шатровая колокольня. К сожалению, позднее прекрасный храмовый ансамбль понес существенные потери; в 18-19 вв. был полностью перестроен Георгиевский храм (в 1802 г. переосвященный в честь Знамения Божией Матери), в начале 19 века разобрали старую колокольню и взамен нее в 1802 г. возвели новую четырехьярусную колокольню в стиле классицизма. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения Так, лев олицетворяет грядущее воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность. В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище. Богослужение в церкви воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Костромском и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к православной церкви сменились вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и Воскресенский храм. В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы «по просьбе верующих», против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов). Свое иноческое служение отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на Соловках. В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разрушенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 9:45 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 11:49 am | |
| Торговые ряды. Кострома стала приобретать современный архитектурный вид с начала второй половины 1780 годов. Здания, расположенные на центральной площади города, дополняют друг друга и архитектурные стили своих соседей, но одновременно с этим они прекрасны, уникальны и отдельно друг от друга. К ним относится замечательное детище П. И. Фурсова – пожарная каланча. По состоянию на 1904 год Кострома на 84% состояла из деревянных домов. Поэтому пожарные службы никогда не сидели без дела. Самым памятным костромским пожаром считается тот, что разгорелся в мае 1773 года. Он уничтожил практически весь город. Для борьбы с разрушающей стихией в городе были отстроены деревянные каланчи. Однако они часто сами сгорали. Каланча строилась в течение двух лет - с 1824-го по 1825-й. Подрядчиком, отвечающим за возведение в будущем главной достопримечательности Костромы, стал А. Степанов. Отделочные работы были произведены в течение 1825-1827 годов в соответствии с эскизами, составленными П. И. Фурсовым. Этим занималась бригада штукатуров, которыми руководили А. П. Темнов, и лепщики из Ярославля под началом С. С. Повырзнева и С. Ф. Бабакина. За долгую историю своего существования пожарная каланча (Кострома) претерпела ряд изменений. Трансформации первоначального облика начались во второй половине 19-го века. Первое, что было изменено - функциональность. В 1860-х годах пожарная каланча стала не просто башней для наблюдения - в ней расположилось пожарное депо. Эффективному размещению пожарной части способствовали просторные боковые крылья. Они расположены по фронту площади и огибающих каланчу улиц. Упрощенный в 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке не прижился – в 1956 году после очередной реставрации верхняя часть каланчи обрела свой первоначальный облик. Это произошло благодаря архитектору Г. И. Зосимову.
Последний раз редактировалось: Strannik_ (Пн Мар 20, 2017 12:10 pm), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 12:08 pm | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 12:18 pm | |
| Богоявленско-Анастасиин монастырь стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история. Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме был основан в 1426 году происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. Это был второй по значимости монастырский комплекс в пределах нынешней Костромы. В отличие от Ипатьевского, основанного в стороне от города, Богоявленский монастырь входил непосредственно в городскую черту, являясь одним из опорных пунктов в системе городских укреплений. Через какое-то время после строительства нового собора Старицкий вместе со служителями монастыря попал под царскую расправу. Старицкого, игумена Исайю и нескольких других служителей монастыря убили по царскому приказу. В подклете собора до сих пор находится могила Исайи. Беды не оставляли монастырь ни на минуту. Он несколько раз подвергался нападкам и грабежу польских интервентов, которые не только грабили, но и убивали обитателей монастыря. Со временем всех захватчиков изгнали из России. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь начали восстанавливать и расширять. В 17 веке его территория состояла уже из нескольких каменных построек. Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков. В XVII веке велись значительные восстановительные работы, строились церкви (которые в основном не сохранились). Взамен деревянных стен, были выстроены каменные с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость. В числе основных вкладчиков на строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф. Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. Главное здание комплекса – Богоявленский собор – стал кафедральным собором Костромы. Это наиболее древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559–65 годах, первоначально он представлял собою пятиглавый, с по закомарным покрытием четверик с подклетом, трёхсторонним открытым гульбищем и трёхчастной алтарной апсидой. Гульбища вскоре были надстроены открытыми арочными галереями. В середине XVIII века были растёсаны окна четверика. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, как предполагают, артелью костромских монументалистов во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но и они не сохранились. В начале 19 века в монастыре организовали Костромскую духовную семинарию. В 1924 году одну из башен, украшенную фреской иконы Смоленской Божией матери, перестроили в Смоленскую церковь, которая функционирует и сегодня. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 12:28 pm | |
| Комплекс торговых рядов Костромы состоит из 20 строений. Строительство комплекса заняло более 100 лет — с конца XVIII до начала XX в. На месте нынешних торговых рядов, прямо перед кремлем, стояли деревянные лавки. Их было решено снести и построить более современные торговые площади. Главные ряды — Большие Мучные ряды напротив каланчи и Красные ряды (Гостинный двор) с церковью Спаса в Рядах напротив администрации. Гостиный двор – самое первое торговое здание Костромы подобного рода, одно из лучших архитектурных сооружений города периода классицизма. Представляет собой замкнутый прямоугольник с большим двором и скругленными углами. Комплекс построен по проекту К.Клера в 1791-1796 гг. В Красных рядах торговали «красным» товаром – тканями, обовью, мехами, кожаными изделиями, книгами. Именно в Красных рядах появился первый в дореволюционной России магазин самообслуживания. Ряды являют собой пример кооперативного строительства, который впоследствии был реализован в знаменитом московском ГУМе. Принцип «в одной ячейке — одна лавка» с индивидуальным входом с галереи, опоясывающей здание, сохранился и в наши дни. Церковь Спаса в Рядах построенная на торговой площади в 1766 г., еще до возведения Торговых Рядов. Принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы, выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Кроме церкви, во дворе Красных рядов расположены четыре небольших каменных одноэтажных здания Молочных рядов, построенных в 1831-1832 гг. архитектором Ф.И. Фурсовом За Красными Рядами (со стороны Волги) экскурсия по Торговым Рядам Костромы не заканчивается. Здесь вас ждут Квасные, Зеленые, Рыбные, Шорные, Живорыбные, чайные, малые мучные и мясные ряды. На фотографии Пряничные ряды, которые в данный момент находятся на реставрации. За ними шорные и рыбные. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Пн Мар 20, 2017 12:37 pm | |
| Памятник в честь 300-летия дома Романовых – сооружение с удивительной судьбой. Изначально планировалось создать монумент, который будет прославлять правящую династию, иллюстрировать самые значимые события, имевшие место в истории Российской Империи. Но в планы вмешалась революция, в результате которой памятник стал вовсе не таким, каким был задуман В планы создателей вмешалась Первая мировая война, существенно затормозившая процесс возведения памятника. К началу 1916 года были закончены работы над постаментом. Также в город привезли 20 бронзовых фигур (всего проект предполагал установку 28). А потом вмешалась советская власть. В первой половине 1918 года памятник привлек к себе внимание губисполкома. Решено было заняться переустройством сооружения, которое так и не было достроено. Изначально планировалось превратить его в памятник Свободы, открытие которого будет приурочено к годовщине Октябрьской революции. Однако монумент простоял в заброшенном состоянии еще несколько лет, так как на проведение запланированных действий катастрофически не хватало средств. Статуи, привезенные в город, в большинстве своем оставались в ящиках, установленных рядом с постаментом. Некоторые из них были перевезены в парк дома, некогда принадлежащего губернатору. Памятник в честь 300-летия дома Романовых в Костроме так и не был построен. О монументе вновь вспомнили только в 1924 году, произошло это после прощания с умершим вождем. Было принято решение установить на готовый постамент сооружение, увековечивающее память о Владимире Ленине. Кстати, Ленин в Костроме сутулый! От памятника открывается отличный вид на Волгу. Мост через Волгу. Ворота в парк где установлен памятник вождю пролетариата украшает советская символика. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 22, 2017 7:13 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 22, 2017 7:24 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 22, 2017 8:46 am | |
| Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, расположенный в Костроме на берегу одноимённой реки, вблизи её впадения в Волгу. Именно отсюда взяло своё начало трёхсотлетнее правление Дома Романовых, и здесь у его святынь испрашивали благословения, восходя на престол, все самодержцы этой династии. Существует несколько версий возникновения монастыря. Согласно общепринятой и наиболее вероятной, его основателем был бежавший в 1330 году из Золотой Орды и принявший православие татарский хан Чет, от которого впоследствии пошли два известнейших боярских рода – Годуновы и Собуровы. Обитель стала его даром за исцеление от недуга, наступившего после явления на берегу реки Костромы Божьей Матери, апостола Филиппа и великомученика Ипатия Гангрского. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в государстве в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали вышеупомянутого Захарию (Чета) своим родоначальником Годуновы в конце XVI века и становятся основными ктиторами (по современному – спонсорами) Ипатьевского монастыря. На его территории расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. Ещё один интересный факт. В период царствования Ивана Грозного возвысился род Годуновых, взявших обитель под своё покровительство и наделявших его щедрыми вкладами. Из документов той эпохи известно, что только за последнее десятилетие века его земельный фонд увеличился в четыре раза, благодаря чему Ипатьевский мужской монастырь (Кострома) вошёл в число крупнейших землевладельцев страны. Не скупились бояре и на денежные вклады, позволившие монастырской братии произвести широкие строительные работы. В этот период появились: Троицкий собор, зимняя церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, надвратный храм, посвящённый покровителям рода Годуновых – Феодору Стратилату и великомученице Ирине, а также ряд других построек. Все сооружения обнесли высокими каменными стенами с шестью башнями. Вместе со всей Россией тяжело переживала Смутное время и Кострома. Ипатьевский монастырь в это время претерпел период своего упадка. Вина в том лежит главным образом на его настоятеле архимандрите Феодосии, который в 1608 году посмел присягнуть Лжедмитрию II. Этим были несказанно возмущены жители города и вся епархия Костромская. Горожане, остававшиеся верными царю Василию Шуйскому, подступили к обители, желая расправиться с изменниками. Осада продолжалась почти год, и после этого защитники сложили оружие. Поистине звёздный час монастыря наступил, когда осенью 1612 года в нём поселилась смиренная монахиня Марфа со своим шестнадцатилетним сыном Михаилом Романовым. Прошло лишь полгода, года в стенах обители появилось посольство из Москвы с известием об избрании отрока Земским собором на царствование. На следующий день 14 марта 1613 года в главном храме монастыря – Троицком соборе – был совершён обряд призвания на царство нового государя. Этот день положил конец Смутному времени. В продолжение всего периода царствования Дома Романовых неизменным почётом пользовалась древняя Кострома. Ипатьевский монастырь - в особенности. Как колыбель этой династии он находился в привилегированном положении, и считался их семейной святыней. Вошло в традицию, восходя на престол, неизменно приезжать в святую обитель, и совершать в ней службу, испрашивая у Господа благословения на царствование. Разумеется, такие визиты сопровождались щедрыми вкладами в монастырскую казну. За трёхсотлетний период своего процветания обитель беспрерывно строилась и расширялась. Ещё Михаил Романов в Ипатьевском монастыре приказал отделить часть территории и возвести на ней постройки, названные Новым городом. В 1685 году был восстановлен разрушенный взрывом порохового склада Троицкий собор, а во второй половине XVIII века возведены дивной красоты Екатерининские ворота, выполненные в стиле барокко и ставшие настоящим украшением обители. После октябрьского переворота, когда была не только уничтожена царская семья, но и объявлены религиозным дурманом все духовные основы народной жизни, монастырь упразднили, а имущество национализировали. Часть его поступила в фонды Гохрана, часть оказалась в краеведческом музее, а большинство утвари, облачений и икон было попросту разграблено. Многочисленные постройки обители использовались новой властью в качестве рабочего общежития, детского приюта и армейской казармы. Не забыли устроить в монастырской ограде и стадион с танцплощадкой. Когда же в 1934 году вышла директива о тотальном уничтожении культовых сооружений, был разрушен простоявший не один век Троицкий собор, славившийся на всю страну своими фресками XVII века. Определённые перемены в отношении властей к памятникам старины стали наблюдаться лишь в середине пятидесятых годов. Среди городов, в которых велись реставрационные работы, оказалась и Кострома. Ипатьевский монастырь был освобождён от находившихся в нём хозяйственных объектов, и после реконструкции в нём разместили краеведческий музей. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Чт Мар 23, 2017 11:49 am | |
| Если выйти из Ипатьевского монастыря, пройти вдоль монастырских стен берегом реки в сторону стрелки, можно попасть в музей деревянного зодчества «Костромская слобода» . На сайте прочитали следующее: Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» подарит не меньшие впечатления, а его экскурсоводы побалуют Вас занимательными рассказами о том, почему в старину никогда не использовали пилу, что значит на самом деле «срубить избу» и какие еще природные материалы использовали строители.Вот с таким настроем мы и приехали в музей деревянного зодчества. Был будний день. Все экскурсоводы сидели в одной комнате и пили чай. Мы поинтересовались на счёт экскурсии. Были готовы оплатить экскурсию полностью как группа , несмотря на то что нас было всего двое. Ленивые экскурсоводы сказали, что они ждут огромное количество туристов на автобусах которые должны вот вот приехать. И к этим группам присоединиться тоже нельзя. Идите смотрите всё сами! Ну мы и пошли. Кстати, за часа полтора пока мы гуляли по территории ни одной группы так и не приехало. Когда уходили все экскурсоводы всё так же сидели и пили чай. Вообщем какое то непонятное отношение. Вот в Витаславлицах было совсем по другому. Ну, да ладно. Кострома строилась именно из дерева, даже дома богатейших дворян и купцов, в том числе и дом матери царя Михаила Романова, были деревянными. Множество построек сохранились по сей день, а самые колоритные из них были собраны в одном месте. В настоящее время здесь можно увидеть множество самых разнообразных деревянных сооружений, в том числе ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу, построенную в XIX веке, церковь 1552 года из села Холм Галичского района, церковь 1628 года из села Спас-Вежи и клетскую церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района. Дом Скобёлкина (XVIII в.) из деревни Стрельниково Костромского района – наиболее ранний образец деревянной жилой постройки на территории музея. Он перевезён в 1985–1986 годах и восстановлен по проекту А. В. Шапошникова. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Где моя большая ложка? Церковь Илии Пророка XVI – Х1Х вв., памятник из села В. Березовец Солигаличского района, восстановлен в начале 1970-х годов – авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, В. С. Ша-пошников. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика. Площадь 266 кв. м. Лавки в трапезной. Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей. Находится в ужасном состоянии. Крыша прогнила, балки поломаны. Амбары из деревни Собакино. Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века. Использовались для хранения «главного богатства» семьи — запасов зерна.В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья. Дом Серова А.Г. из д. Мытищи Макарьевского района (построен в 1873 году) перевезён в музей и восстановлен в 1969–1977 годах. Авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, B. C. Шапошников, Л. С. Васильев. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу — хлева и кладовые. Одно не пойму почему на резьбе, что украшает дом, надпись Емельян Степанов. Дом Липатова М.К. (1857 г.) из деревни Журавлёво (бывшее Кобылино) Макарьевского района, сработан артелью известного мастера Е.С. Зиринова. Памятник перевезён в музей и восстановлен в начале 1980-х годов, автор проекта реставрации В. С. Шапошников. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». "Домовая" или "корабельная" резьба, техника и формы которой типичны для резьбы на судах и баржах, получила распространение в районах вехнего Поволжья. Она наглядно иллюстрирует специфические особенности и возможности плоскорельефной резьбы. Это резьба с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора. Корабельной резьбой украшались причелины, лобовые доски, наличники и ставни изб. При этом резьба раскрашивалась в яркие цвета — синий, красный, охристо-желтый. Мотивами этой резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями и их соединяют и одновременно разъединяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко встречаются изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс, сов, зайцев, котов и нередко шрифтовые композиции. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Чт Мар 23, 2017 12:02 pm | |
| Дом Лоховой (2-ая пол. ХIХ в.) Дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии). Середина XIX в. Он принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений – зимней и летней изб. Особый интерес представляет зимняя изба: небольшая, словно игрушечная, с нарядным «красным» окном и двумя волоковыми оконцами по сторонам от него. Ухват на колёсиках. Бани из деревни Ведерки. Конец XIX века. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи. Часовня из деревни Большое Токарёво. Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям. Тридевятое царствоо. Дом крестьянина Тарасова. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Один из интереснейших памятников музея, так называемая «чёрная изба». Он состоит из двух срубов: избы, и неотапливаемой горницы. В избе находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному». Горица. Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района, перевезён в музей и восстановлен в 1971–1972 годах – автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Старый и новый замок. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Мар 28, 2017 7:23 am | |
| Есть на Костромской земле ещё одно место где я хотел очень давно побывать. Это некогда заброшенный терем в глухих лесах. Место давно стало баянным. Но тем не менее не стало менее интересным. И если раньше до терема не было дороги и надо было рубится через лес, то сейчас к терему сделали нормальный подъезд. Правда последний кусочек дороги был нечищен, но проехать можно было на любом полном приводе. И так едем в Чухлому. Каких то 180 км. и мы уже в Чухломе. Осталось ещё километров 25. Дорога шикарная. Давно я не видел такой снежной зимы. Доехали до Введенского. Село известно тем что местный храм восстанавливает батюшка рокер. Доезжаем до Фалелеево. Похоже что здесь давно ни кто не живёт. Церковь Ильи Пророка относится к храмам типа восьмерик на четверике. Гуськовую дутую кровлю восьмерика венчает чешуйчатая глава на световом барабане. Полуциркульная пониженная апсида, также под гуськовой крышей, и широкая прямоугольная в плане трапезная с двумя главками над вальмовой крышей равны друг другу по высоте. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня, состоящая из трех уменьшающихся по размерам четвериков, с крутой четырехдольной кровлей, усложненной люкарнами и увенчанной шпилем на кирпичном постаменте с волютами. Боковые фасады четверика украшены портиками из четырех трехчетвертных колон тосканского ордера, несущих неполный антаблемент с пластичными ступенчатыми консольками и треугольный фронтон с полуциркульной нишей в тимпане. В центральном интерколумнии размещен арочный вход, в крайних — арочные окна с профилированными подоконниками. От Фалелеево начинается ничищенная дорога к Асташево. Терем в деревне Асташово был усадьбой Мартьяна Сазонова - бывшего крепостного, столяра, подрядчика, капиталиста и мецената. С его постройкой связана романтическая история. В 1895 году Мартьян, заработавший состояние в Петербурге, овдовел и вернулся в родную деревню Здесь ему приглянулась Елизавета Добровольская, дочка местного дьячка, которая была значительно его моложе. Легенда гласит, что терем был построен, чтобы завоевать расположение красавицы В основу подарка молодой жене лег проект архитектора Ивана Ропета, одного из создателей «русского» стиля в архитектуре. Терем удался на славу: пять тысяч деталей резьбы; башенка с замысловатой, похожей на люстру конструкцией на шпиле; цветные стекла; венецианская штукатурка; финские изразцовые печи. Словом, усадьба Сазонова не потерялась бы среди самых роскошных дач своего времени, а в заволжской глуши она и вовсе произвела фурор. Терем был построен в эпоху бурного роста Галичского края. Повсюду росли лесопильные, стекольные и кирпичные заводы. Революция прервала развитие региона. Нового советская власть здесь не строила, а старое потихоньку разрушалось. В конфискованной у семьи Сазонова усадьбе разместилась контора колхоза. В шестидесятые, отчаявшись ждать дорог и электричества, крестьяне потянулись в города. Местность вокруг обезлюдела, а терем был заброшен и погибал. Новая жизнь усадьбы началась в 2011 году, когда её приобрёл московский предприниматель Андрей Павличенков. Реставрация, занявшая пять лет, велась архитектурным бюро Александра Попова с использованием исторических технологий. Удалось воссоздать всю сложность архитектурных деталей и сохранить черты, характерные для строительного стиля разбогатевших крестьян - сочетание городской роскоши с мужицкой практичностью.
Последний раз редактировалось: Strannik_ (Вт Мар 28, 2017 7:55 am), всего редактировалось 2 раз(а) | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Мар 28, 2017 7:47 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 29, 2017 7:23 am | |
| И так, от Асташевского терема двигаемся в сторону Венгино. Венгино мёртвая деревня. Сохранилось всего несколько нежилых домов. Доезжаем до моста у деревни Гольцово через речку Вига. Старый мост про который нам рассказывали и вправду не очень внушает доверия. И судя по сугробам на мосту им давно ни кто не пользуется. Рядом новый мост. Узкий и кривой. И доверия внушает чуть больше чем старый. Едем, не возвращаться же. От моста ещё порядка 5 километров и мы в Венгино. Дом на удивление сохранился в отличном состоянии. Снега вокруг по самые... Дом выстроен в 1897 году и принадлежал местному зажиточному крестьянину Василию Николаевичу Канаеву. Дом просто огромный. После национализации семью Канаевых не выселяли из дома, и потомки прожили там до 2009 г., занимая, правда, только половину дома. Благодаря этому сохранились старые семейные фото хозяев и других жителей Венгино. На веранде сохранились цветные стёкла. Внутри разруха и срач. Сельская жизнь за 1990 год. Люди жили здесь ещё совсем недавно. Но жизнь здесь остановилась наверное на совсем. Сколько ещё этот дом простоит??? Что удивило, так это количество печей. Они есть практически в каждой комнате. Вот эта отапливала прихожую и лестницу. То ли здесь раньше был зубной кабинет, то ли жил зубной врач. А может это зубы любопытных туристов, а тела в подвале. Мы туда кстати не спускались. Некогда парадная лестница на второй этаж. Кому то очень приглянулись балясины. На втором этаже, над хлевом, находилось складское помещение. В него, что свойственно для северных домов, вёл всход-ввоз. Рядом с домом сарай. Чердак облюбовали голуби. Ничего любопытного нет. Видно что крыша ещё в очень хорошем состоянии. На втором этаже тоже стоят в комнатах печи. Кое где даже сохранился паркет. Ещё одна лестница. Кладовка. Спуск в подвал. А вот и та самая печ которая послужила прообразом печи в Асташевском тереме. Сохранились даже полати. Божок живущий в печи. Соседние дома. Остатки забора. Пора возвращаться. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 29, 2017 7:33 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 29, 2017 9:29 am | |
| Толгский монастырь. Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки. В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер. Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря. И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви. За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни. Слово «толга» происходит, вероятно, из исчезнувшего языка финно-угорского племени меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. В родственных мерянскому языку мордовских языках «толга» означает «птичье перо». Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую. Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей. С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство. В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым. Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм. Смутные годы разразились над Толгской обителью тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Были перебиты сорок шесть иноков, скрывшихся в храме. Долгое время их братскую могилу отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. Над местом захоронения иноков в 1893 году была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Её интерьер в 1911 году украсили стенным письмом. В 1914 году в дни празднования 600-летия Толгского монастыря её торжественно освятили как храм-часовню. Здесь ежегодно 18 мая совершалась заупокойная лития по погибшим. В дни польского нашествия – Смутное время – икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря. В 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как рассказывают местные предания, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила. Ужасные бедствия – моровая язва, голод, великие пожары неоднократно посещали Ярославль. В эти дни «туги народной» жители обращались к помощи иконы Толгской Богоматери, и народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость. После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. Бурный расцвет Толгского монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг. В это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря. В первую очередь игумен Гордиан закончил начатое в 1672 году строительство Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место». Кроме устройства Святых ворот и каменной Никольской церкви над ними, Сверчковы пожертвовали монастырю также тысячу пудов соли и 2538 рублей 15 алтын и 2 деньги – сумму по тому времени громадную – на благоустройство обители. Никольский храм внутри был украшен стенным письмом «в польском стиле». Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана. Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней. К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного. Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера. К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря. В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене. В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт. В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи. Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины. Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья. Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония. И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Ср Мар 29, 2017 9:54 am | |
| 7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри). Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры – пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам. Главный Введенский собор – летний. Работы по реставрации настенной живописи собора выполнила группа реставраторов ООО «Возрождение» под руководством Е.Б.Черняева. Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща. Устройство парка, по преданию, относится к последней четверти XVI столетия. Рощу от ветра защищает высокая стена, здесь почти всегда тихо. Между кедрами, насажденными полуциркулем аллеею в два ряда, для питания сада водой был выкопан пруд. Сад кроме кедровых деревьев изобиловал множеством дорогих цветочных растений. Недаром, гуляя по монастырскому саду 28 июня 1863 года, юный царственный посетитель сада, государь Цесаревич и Великий князь Николай Александрович пришел в такое восхищение от кедровой рощи, что воскликнул: «Я здесь ожил». Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра. Дом патриарха. Здесь он останавливается когда бывает в монастыре. Простое и очень эффективное средство для очистки обуви от снега. Кстати, икона Толгской Божей матери вернулась в монастырь не так давно. После революции она находилась в музее. Церковь долго и напрасно просила о возвращении реликвии. И только вмешательство президента изменило ситуацию. Икона была передана в монастырь на ответственное хранение. Со всеми вытекающими из этого условиями. Контроль влажности, видеонаблюдение, пост охраны, пуленепробиваемое стекло. Со стороны Волги вход в монастырь осуществлялся через ворота. Здесь находилась пристань. Говорят что раньше ни один пароход не проходил мимо монастыря. Обязательно останавливался и служился молебен. Волга. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Апр 04, 2017 10:19 am | |
| После посещения Толгского монастыря немного погуляли по Ярославлю. Оставили машину в районе речного вокзала и дальше вдоль Волги пошли пешком в сторону стрелки. Храм рождества Христова На Советской площади стоят два значительных памятника гражданской архитектуры Ярославля - здания "губернских присутственных мест". В одном из них находится теперь облисполком, в другом - проектный институт. Это типичные образцы раннего русского классицизма. Провинциальный Ярославль стремился не отставать от архитектурной моды второй половины XVIII в. По проекту оба эти здания должны были служить крыльями центральному, главному зданию - дворцу наместника (губернатора). Дворец начали строить при Екатерине II, и к 1787 г. он был вчерне закончен, но потом ярославская казна отощала, и с отделочными работами произошла заминка. Воцарившийся после смерти Екатерины II в 1796 г. ее сын солдафон Павел I велел разобрать сей дворец на кирпич для казарм. Церковь Ильи Пророка Сооружена в 1647-1650 годах и с тех пор полностью сохранила свое убранство (благодаря тому, что здесь во времена оны устроили антирелигиозный музей). В настоящее время данная достопримечательность находится в ведении Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но, при этом ведутся и службы. Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел. Храм находится на площади напротив Администрации города. Часо́вня Алекса́ндра Не́вского (полное название: Часовня Успенского собора в память 17 октября 1888 года во имя святых Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, великомученика Георгия, Михаила Архангела, преподобной Ксении, княгини Ольги) Часовня была устроена в память о чудесном спасении семьи Александра III при крушении поезда 17 октября 1888 года и освящена в честь небесных покровителей членов царской семьи: князя Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Архистратига Михаила, преподобной Ксении и княгини Ольги Проектирование часовни Александра Невского было поручено губернскому архитектору Н. И. Поздееву, комитет по её строительству возглавил городской голова Иван Николаевич Соболев. Большую часть расходов взял на себя, будучи тяжело больным, купец К. М. Огнянов. Церемония закладки производилась днём 17 октября 1889 года духовенством собора, с крестным ходом, в присутствии городских властей. Первый камень положил от имени купца его сын Михаил. Сам купец коленопреклонённо молился у окна на втором этаже своей лавочки, через которое было видно всё торжество закладки на площадке, и очень плакал, особенно когда протодиакон возгласил ему, хозяину, «многая лета». Не мог он успокоиться и позже, когда после закладки стали приходить к нему поздравлять и желать выздоровления, — всё продолжал плакать. | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Апр 04, 2017 10:26 am | |
| | |
| | | Strannik_ Admin
Сообщения : 1158 Репутация : 0 Дата регистрации : 2012-04-11 Возраст : 49 Откуда : Подольск
| Тема: Re: Nach Norden Вт Апр 04, 2017 11:10 am | |
| В 1010 году по распоряжению Ярослава Мудрого был заложен город, который получил имя в честь своего основателя. История возникновения Ярославля говорит о том, что для этого был выбран участок в районе слияния Волги с рекой Коростель. Это позволило надежно защитить его от неприятелей с трех сторон. Впервые он упоминается в летописях, которые описывают голодные бунты в 1071 году. Важно, что и после воссоединения с Москвой (1380 г.) Ярославль не лишился своей роли и длительный период (до прихода на престол Петра I) был важнейшим городом на северном торговом пути. Он являлся вторым по численности населения и третьим по обороту товаров городом России. В нем быстрыми темпами развивались ремесла и промышленность. Географически Ярославский Кремль расположен на стратегически важной территории. Он имеет форму треугольника. Кремль имеет еще одно название - Рубленый город. Это связано с тем, что его укрепления были срублены из дерева. По росписи, относящейся к 1648 году, можно видеть, что укрепления, срубленные из дерева, включали в себя 2 проезжие башни, 10 глухих и 12 прясел. Кремлёвские стены защищали и дом воеводы, городской собор и архиерейские палаты. На территории Ярославского кремля было построено шесть храмов Ярославль вышел за пределы Рубленого города ещё в домонгольское время. Археологов давно ставит в тупик тот факт, что слои XI века прослеживаются не в Рубленом городе, а к северо-западу от него (около главного корпуса Медакадемии). Исторически торговля и ремесленничество были сосредоточены в гораздо более обширном Земляном городе. Связано это было, в первую очередь, с небольшими размерами Рубленого города — в естественных границах его периметр составляет всего 573 сажени (около километра). Относительный упадок Рубленого города был предопределён принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. Укрепления были окончательно срыты, овраг частично засыпан, а вдоль Волжской набережной из Земляного города в Рубленый перекинут мост. Памятник копейке. | |
| | | | Nach Norden | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|