Королева подмосковных церквейбольшой каменный барский дом, в три этажа, с бельведером, балконами, террасами вдоль южной и северной стен и крытыми галереями, выходящими на восток и на запад. Передний фасад здания обращен к югу.
По углам дворцовой площади, в прошлом ограниченной изящной кованой решеткой, находятся два одноэтажных флигеля.
Еще две подобные постройки расположены к северу от усадебного дома (северо-восточный флигель не сохранился и сейчас восстанавливается). Эти четыре флигеля предназначались для управляющего, прислуги, священно- и церковнослужителей.
В правом сейчас расположен свадебный салон.
Усадебный дворец, скорее всего, был построен в первой половине XVIII в. в стиле барокко. В следующем столетии дом был капитально перестроен в духе классицизма. Усадьба также претерпела значительные изменения в ХХ в.: сделаны надстройки второго этажа, а затем и третьего (позже разобраны). Анфилады больших комнат были перегорожены. Помещения северной и южной сторон здания разделили узким коридором, ведущим с запада на восток. Планировка и архитектура здания заметно пострадали.
Через эти ворота можно попасть в вековой липовый парк.
По преданию, здесь есть липы, посаженные самим Петром I...
Неподалеку от дома стоял деревянный Кукольный домик. Этот маленький сказочный теремок был сделан для игр младшей дочери владельца усадьбы – князя С.М. Голицына. В 1983-1984 гг. домик сгорел.
Внизу на берегу Пахры раньше располагались конюшни.
Ворота конюшни.
Фонарики.
Вход в усадьбу охраняют львы.
Цветочные клумбы.
В январе 1689 г. Петр обвенчался с Евдокией Лопухиной. По понятиям того времени это означало, что молодой царь вступил в пору своего совершеннолетия (хотя ему не было еще и семнадцати). Находясь в Преображенском, Петр опасался стрельцов, верных царевне Софье. А в Кремле боялись Петра. И в это самое время князь Борис Алексеевич Голицын, оставаясь в тени, умело подогревал ссору между сестрой и братом. Софье пришлось признать власть Петра.
Борис Алексеевич мог бы торжествовать победу. Но ее омрачило одно обстоятельство. Дело в том, что среди побежденных оказался и его двоюродный брат Василий Голицын, бывший первым министром царевны Софьи. Петр без колебаний казнил бы своего политического противника. Но князь Борис Алексеевич пытался всячески спасти брата. Именно по прошению своего "дядьки" царь учинил бывшему министру и его сыновьям ссылку в далекий северный городок с лишением всех чинов и имений.
Но злопамятные бояре не упустили случая обвинить Б.А.Голицына в измене царю. Петр действительно отстранил его от государственных дел и повелел удалиться в деревню. Впрочем, князь носил опалу недолго. Неудовольствие царя быстро рассеялось, и он первым протянул руку примирения своему бывшему воспитателю.
В начале следующего, 1690 г., в Дубровицы пришла весть о пожаловании князю Б.А.Голицыну в боярского звания. Голицын отправился в Москву для участия в торжественной церемонии.
В знак примирения с царем он и решил построить новый каменный храм в Дубровицах на месте крепкой еще деревянной церкви. Царь одобрил это решение такими словами: "Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу". Строительство началось.
Прежде всего, деревянный Ильинский храм был разобран и перенесен в село Лемешово для кладбища, расстоянием от Дубровиц в одной версте. Затем храмоздатель достал превосходнейшего в знании своего дела архитектора, родом итальянца. Его порекомендовал Голицыну Петр I. Имя этого архитектора остается загадкой до нашего времени, хотя вокруг него и строятся разные предположения. Молебный чин на основание храма был совершен во вторник, 22 июля 1690 г., в высочайшем присутствии государя.
Предполагалось посвятить храм образу Знамения Пресвятой Богородицы. Через эту икону совершилось чудесное избавление Новгорода от осады суздальским войском в 1170 г.
Вместе с архитектором в Дубровицы пригласили иностранных мастеров: итальянцев, шведов, немцев, французов. Но их основными помощниками стали русские крепостные. Строительство велось из местного камня. Его добывали жившие в долине реки Пахры потомственные каменотесы. Работы по возведению храма велись только в летнее время. А зимой мастера в сделанных нарочно для того помещениях заготовляли резьбу, толкли алебастр и стекла, которые потом смешивали с известью для прочности кладки. Значительную роль в разработке замысла храма и его художественных деталей сыграл владелец Дубровиц князь Борис Алексеевич. Неплохо разбираясь в искусстве, он вникал в ход работ, руководил выбором скульптурных сюжетов.
Во время строительства неоднократно приезжал в Дубровицы и Петр I, чтобы дать свои наставления по убранству.
Здание церкви было готово уже к 1697 г. Но когда строительство завершилось, то многие пришли в недоумение. Ведь православный храм оказался явным подражанием католическому. Князь Голицын хотел освятить новую церковь, но для этого нужно было получить разрешение церковных властей. А Патриарх Адриан такого разрешения не дал.
В архитектуре Знаменской церкви, с одной стороны, сильны традиции древнерусского зодчества. Здание храма приподнято на высоком цоколе, вокруг него проходит открытое гульбище с парапетом. Даже среди элементов резного орнамента можно найти то же самое узорочье, которое сохраняется на стенах древнейших храмов Суздаля и Владимира. С другой стороны, здание выражает особенности европейского барокко XVII столетия. Изобилие скульптуры несвойственно русским храмам.
При входе нас здесь встречают статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Их дополняет расположенное на крыше такое же изображение Василия Великого. По углам цоколя находились четыре евангелиста, вокруг башни установлено двенадцать апостолов. Много рельефных изображений и в интерьере. Это и цикл Страстей Господних, и фигуры ветхозаветных пророков.
Как бы там ни было, Голицыну пришлось ждать. Но недолго. Патриарх Адриан скончался в 1700 г., а должность Патриаршего Местоблюстителя занял рязанский митрополит Стефан Яворский. Этот иерарх, оказавшийся во главе Русской Церкви не находил странными архитектурные причуды Голицына и его тягу к иноземцам. Но Петр не мог приехать в Дубровицы до осени 1703 г.
11 февраля 1704 г. новый храм, "приведенный к концу и от столь именитого созидателя всяким благолепием украшенный", был освящен в присутствии государя Петра Великого, царевича и великого князя Алексея Петровича, многих светских и духовных особ. Богослужение возглавил митрополит Стефан. Царь внес богатый подарок, снабдив церковь подобающей ей дорогостоящей утварью. Празднования продолжались семь дней. Народу собралось много. "Все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст вокруг находящиеся жители" приглашены были для торжества.
Прямо из Дубровиц 18 февраля Петр "изволил идти в Петербург", и больше никогда в имении князя Голицына не был. Владелец Дубровиц не имел сил сопровождать бывшего своего питомца. Он утратил прежнюю власть, и уже не интересовал новоиспеченных придворных. Через несколько лет Борис Алексеевич отправился в монастырь, прихватив с собой подаренную Петром церковную утварь. Он принял постриг во Флорищевой пустыни. Через год монах Боголеп отошел к Господу, оставив нам замечательный памятник петровской эпохе и своему честолюбию.
Наряду с церковью Знамения в Дубровицах позже были построены колокольня, княжеский дворец и конный двор. Колокольня до наших дней не сохранилась. На её месте теперь стоит небольшая звонница.
В 1947 г. в голицынском дворце разместили учреждение, которое ныне носит название Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства, а в здании храма были его склады. С 1966 г. институт проводил реставрационные работы в церкви. Но существенного результата они не принесли. Храм продолжал разрушаться и пришел в аварийное состояние.
Когда в октябре 1989 г. в поселке была создана православная община, то речи о передаче храма быть не могло. Долгое время верующим не разрешали даже им пользоваться. Лишь благодаря огромным усилиям общественности удалось совершить первую за последние 60 лет Литургию 14 октября 1990 г. Ее возглавил епископ Можайский Григорий. Настоятелем храма был назначен иерей Сергий Позоров.
С тех пор богослужения не прекращаются.
За храмом есть высокий курган. На нем смотровая площадка. С которой открываются прекрасные виды. У подножия кургана вырыт небольшой ров через который перекинут горбатый мостик. Мостик и перела смотровой площадки увешаны замками молодожёнов.
Задний фасад дворца.
Когда то отсюда до реки вела каменная лестница. К сожалению до наших дней она не сохранилась.
Потом мы отправились на противоположный берег Пахры полюбоваться закатом.
Пахра.
Холм с которого мы любовались закатом.
Ещё одна церковь.
Ночной город.