Соборная площадь Московского Кремля – уникальный архитектурный исторический памятник. Основной период формирования великолепного ансамбля – XV-XVI века. С самого начала своего появления Соборная площадь Московского Кремля использовалась для проведения различных церемоний, шествий. При венчаниях на царствование, коронациях и в дни великих церковных праздников на ее территории устраивались многолюдные действа. Место у крыльца Грановитой палаты предназначалось для торжественной встречи заграничных послов. Площадь пересекали траурные процессии к месту последнего пристанища патриархов, митрополитов, царей и великих князей. Соборная площадь в Москве в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях не единожды вымащивалась каменными плитами, сделанными из песчаника. Несколько десятилетий двадцатого века она была заасфальтирована. В ходе реконструкции 1955 года площадь вновь обрела каменное покрытие.
Соборная площадь Московского Кремля известна благодаря собору, возведенному псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Со времен правления Ивана Третьего и по начало семнадцатого века Благовещенский собор являлся домовой церковью царей Руси. Храм, который венчают пять позолоченных куполов, - это гармоничная композиция в стиле раннемосковской архитектурной школы. Внутри него можно полюбоваться редчайшими образцами религиозной живописи шестнадцатого века. В сложной живописной форме выражаются идеи о миссии Православной Церкви на Руси как прямой наследницы Византии.
Колокольня Ивана Великого Экстерьер сооружения призван символизировать всю мощь России. На протяжении долгого времени колокольня была самым высоким строением в столице и играла важную роль главной дозорной башни Кремля. Она стала эталоном при возведении подобных столпообразных храмов по всему государству.
Во время строительства Бон Фрязин впервые на территории России применял металлические стяжки в процессе строительства. Впоследствии этот на первый взгляд незначительный элемент предотвратил обрушение колокольни Ивана Великого при попытке взорвать ее в 1812 г.
Успенский собор Московского кремля был главным храмом на Руси в течении целых четырёх веков. В нём венчали на царство престолонаследников, именно в нём оглашали важные государственные акты, избирали патриархов и митрополитов. Было и множество других, не менее важных, церемоний, которые производил именно Успенский собор. Москва вырастила много патриархов и митрополитов, для некоторых Успенский Собор стал ещё и усыпальницей. Их гробницы расположены вдоль стен храма.
Архитектором Успенского собора был итальянец Аристотель Фьораванти, которого специально пригласил Иван III. Успенский собор в Кремле возводился в 1475-1479 годах по подобию Успенского собора XII века в одном из старейших русских городов – Владимире.
Центральный вход в этот старейший храм находится со стороны Соборной площади. Широкая парадная лестница на входе завершается живописным порталом из трёх полукруглых арок. Здесь Архангел Михаил вместе с ангелом будто бы охраняют вход в здание собора. Чуть выше арки – фигуры святых, а над ними изображена Богоматерь с младенцем на руках. Всё это – многоцветные фрески, которые были очень качественно исполнены русскими художниками далёкого семнадцатого века, имена которых так и остались неизвестными.
на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.
Церковь Ризоположения была освящена по указу первого митрополита русской православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде. В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля. Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков. По преданию, во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасется Москва и будет в этой битве только один убитый – сам Антоний. Сказав это, старец тут же пал пронзенный стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению. Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом все награбленное. Что послужило причиной бегства – неизвестно, ученые считают, что Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчетный страх все войско, и, побросав добычу, они снялись с места боев. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. Митрополит Иона посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.